ПКМ РТ О Концепции разработки геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) РТ по всем видам чрезвычайных ситуаций

 

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2012 г. N 566

 

О КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

(ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ) РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПО ВСЕМ ВИДАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера", Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 года N Пр-3400, а также в целях повышения эффективности системы комплексного обеспечения безопасности территории Республики Татарстан, качества предупреждения и управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях, обеспечения безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию разработки геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций (далее - Концепция).

2. Определить Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан ответственным за координацию работ по реализации Концепции.

3. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:

совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан и заинтересованными органами исполнительной власти Республики Татарстан до 15 июля 2012 года внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект плана мероприятий по реализации Концепции;

совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан до 1 августа 2012 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект технического задания на разработку геоинформационного ресурса (геоинформационной системы) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра информатизации и связи Республики Татарстан Р.А.Шайхутдинова.

 

Премьер-министр

Республики Татарстан

И.Ш.ХАЛИКОВ

 

 

 

 

 

Утверждена

постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 28 июня 2012 г. N 566

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗРАБОТКИ ГЕОИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА

(ГЕОИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ) РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПО ВСЕМ ВИДАМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

I. ВВЕДЕНИЕ

 

Геоинформационный ресурс (геоинформационная система) Республики Татарстан по всем видам чрезвычайных ситуаций (далее - ГИС ЧС РТ) разрабатывается как территориально распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, предназначенная для сбора, хранения и представления оперативной и текущей информации, реализованная как единое информационное пространство, обеспечивающее логическую согласованность, полноту, позиционную и временную точность, достоверность всех видов пространственных данных.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по созданию и развитию геоинформационных технологий в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) в Республике Татарстан.

Концепция разработана во исполнение пункта 2.1 протокола совместного заседания Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Татарстан и Антитеррористической комиссии в Республике Татарстан от 19.10.2011 N 5/26АК "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности на опасных производственных объектах г.Казани при подготовке к XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года".

Концепция разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Федеральный закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне";

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ;

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности";

 

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ имеет название "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О полиции", а не "О полиции".

 

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 4-ФЗ "О полиции";

Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 9 сентября 2000 года N Пр-1895;

Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р;

Концепция Федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года N 1314-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р "О Государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)";

приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 года N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

 

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 361 "Об обеспечении безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани в период их строительства, реконструкции и эксплуатации" было издано 14.05.2010, а не 14.05.2009.

 

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2009 N 361 "Об обеспечении безопасности объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани в период их строительства, реконструкции и эксплуатации";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.03.2010 N 166 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по телефонному номеру "112" на территории Республики Татарстан на основе единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112";

постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2011 N 530 "О порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обмена и оповещения органов государственной власти и организаций, расположенных на территории Республики Татарстан".

 

II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС,

ПРИСУЩИХ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Республика Татарстан расположена в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы, входит в Приволжский федеральный округ. Республика граничит: на севере - с Кировской областью и Удмуртской Республикой, на северо-западе - с Республикой Марий Эл, на западе - с Чувашской Республикой, на юге - с Ульяновской, Самарской и Оренбургской областями, на востоке - с Республикой Башкортостан.

Общая площадь республики составляет 67 836,2 кв.км. Протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток.

Республика Татарстан состоит из 43 муниципальных районов и 2 городских округов. Столица республики - г. Казань. К группам по гражданской обороне отнесены 9 городов: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Бугульма, Зеленодольск, Лениногорск, Нижнекамск, Чистополь, Елабуга.

Республика Татарстан занимает уникальное транспортно-географическое положение в европейской части России: по ее территории проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях.

Транспортный комплекс Республики Татарстан объединяет 6 видов транспорта (автомобильный, городской электрический, внутренний водный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный) и дорожное хозяйство.

Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (вертолеты, самолеты и авиадвигатели, тяжелые грузовики, компрессоры, нефте- и газоперекачивающее оборудование), развитое электро- и радиоприборостроение.

Обеспечение энергией и теплоснабжение объектов экономики и населения республики осуществляет ОАО "Татэнерго". В состав энергосистемы республики входят 10 действующих электростанций, совокупная электрическая мощность которых составляет 6 836 МВт, тепловая - 14655 Гкал/час. В Республике Татарстан ежегодно производится порядка 23 млрд.кВтч электрической и 30 млрд.Гкал тепловой энергии.

Газоснабжение отраслей экономики и населения республики обеспечивает ООО "Газпром трансгаз Казань", которое эксплуатирует 5100 км магистральных газопроводов, в том числе 400 км продуктопроводов, 180 газораспределительных станций и 1 компрессорную станцию.

Количество потенциально опасных объектов:

радиационно опасные - 1;

химически опасные - 57;

взрывоопасные - 209;

пожароопасные - 621;

биологически опасные - 1;

взрывопожароопасные - 1153;

гидротехнические сооружения (пруды с объемом свыше 1,0 млн.куб. метров) - 91.

Количество критически важных объектов федерального уровня - 68.

Количество критически важных объектов республиканского уровня - 192.

По территории республики проходит 8422 км трубопроводов.

Наиболее вероятными ЧС техногенного характера являются пожары, дорожно-транспортные происшествия, происшествия на речном, железнодорожном и авиационном транспорте, взрывы зданий и сооружений, утечка химически опасных веществ, ядохимикатов и нефтепродуктов, аварии на трубопроводах, аварии на объектах жилищно-коммунального комплекса и энергетики, аварии на гидротехнических сооружениях, совершение террористического акта.

Для населения республики магистральные трубопроводы наиболее опасны в местах и на участках их пересечения с транспортными магистралями, для природы - в местах перехода трубопроводов через водные преграды.

Наиболее вероятными ЧС природного характера являются сильные паводки, природные пожары, ураганные ветры, град, заморозки, засухи, сильные снегопады, ледяной дождь. Вследствие этих ЧС может быть нанесен значительный ущерб населению, сельскому хозяйству, жилым и производственным зданиям, природной среде.

В зоны возможных лесных и торфяных пожаров попадают 92 населенных пункта, 34 садоводческих объединения, 64 объекта отдыха населения, потенциально опасных объектов нет.

При неблагоприятных условиях прохождения паводка в зону возможных подтоплений попадают 235 населенных пунктов, в которых проживают 18806 человек, 6960 жилых домов, 25 объектов экономики, 8 больниц, 32 детских дошкольных учреждения, 54 объекта социально-бытового значения, 109,91 км автодорог, 59 мостов и мостовых переходов, 192,5 км линий электропередач и 141,6 км линий связи.

Сильные снегопады, ледяные дожди могут вызвать массовые аварии на трансформаторных подстанциях и линиях электропередач сельских потребителей, увеличение количества ДТП и прочих аварий.

В результате воздействия различных сезонных циклических явлений (сильные паводки, лесные пожары, ураганные ветры, град, мокрый снег) на территории Республики Татарстан могут возникнуть ЧС, связанные с прекращением энергообеспечения потребителей вследствие аварий на линиях электропередач и трансформаторных подстанциях. В результате этого может быть нарушено устойчивое функционирование объектов производственной и социальной сферы, нанесен значительный ущерб населению и сельскому хозяйству. При сильных морозах наиболее часто подвержены авариям системы жизнеобеспечения населения.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РИСКОВ, ПРИСУЩИХ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Риски возникновения ЧС техногенного характера:

риски возникновения ЧС на объектах автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного транспорта,

риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах (пожаро-, взрывоопасных, химически, радиационно и биологически опасных объектах);

риски возникновения аварий на системах жилищно-коммунального хозяйства, газопроводах, нефтепроводах, объектах энергоснабжения, водообеспечения, гидродинамических аварий, обрушения зданий (сооружений), совершения террористических актов, техногенных пожаров;

риски возникновения ЧС на складах Министерства обороны Российской Федерации.

Риски возникновения ЧС природного характера:

риски возникновения природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров, подтопления (затопления), ураганов, землетрясений, геологически опасных явлений, ледовых заторов на водных объектах, на акваториях в местах массового пребывания рыболовов.

Риски возникновения ЧС биолого-социального характера:

риски возникновения эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Риски возникновения ЧС и происшествий на туристических и экскурсионных маршрутах.

 

III. СУЩЕСТВУЮЩАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЧС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Существующая информационно-аналитическая система управления ЧС (далее - Система), сложившаяся в Республике Татарстан, объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

Задача обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждения возникновения ЧС носит комплексный характер. Ее реализация требует системно увязанной координации действий органов, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.

В основу повышения эффективности существующей Системы заложен принцип перехода от ликвидации последствий ЧС к предупреждению их возникновения путем применения информационных технологий мониторинга и прогнозирования ЧС, проведения превентивных мероприятий, оперативного оповещения населения о ЧС и эвакуации населения из опасных зон.

Технологическое оснащение Системы возможно путем создания и развития ГИС ЧС РТ с включением в нее всех расчетных задач по химически опасным, взрыво-, пожароопасным объектам и гидротехническим сооружениям.

Создание ГИС ЧС РТ обусловлено следующими факторами:

процесс управления ЧС требует качественного (с привлечением к работе узкопрофильных специалистов) и количественного обоснования принимаемых управленческих решений и визуального отображения ситуационной и динамической картины;

количественные методы обоснования решений и их визуализация требуют четко выстроенной системы получения информации, отображающей весь спектр рисков и опасностей, присущих территории Республики Татарстан и сопредельных субъектов Российской Федерации, как оперативного, так и планового характера;

легитимность результатов автоматизации процесса управления безопасностью населения и территорий должна быть официально подтверждена сертифицированными методиками расчетов;

оперативность получения расчетов обеспечивается техническим оснащением системы управления ЧС;

координация действий экстренных служб и ведомств, в полномочия которых входит обеспечение безопасности, обеспечивается созданием телекоммуникационной сети.

ГИС-технология объединяет традиционные операции при работе с базами данных, такими как запрос и статистический анализ, с преимуществами полноценной визуализации и пространственного анализа, что обеспечивает решение широкого круга задач. Эти задачи связаны с анализом, прогнозом и моделированием явлений и событий окружающего мира, с выявлением главных факторов и причин их возникновения, а также возможных последствий, с планированием стратегических решений и текущих последствий предпринимаемых действий.

Эффективное функционирование оперативного управления и координации действий в системе обеспечения безопасности возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием необходимых законодательных и нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.

 

IV. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ГИС ЧС РТ

 

Цели создания ГИС ЧС РТ - снижение до минимального уровня риска воздействия на человека и территории факторов техногенного и природного характера, минимизация ущерба от кризисных ситуаций для населения страны и окружающей среды.

Основные задачи ГИС ЧС РТ:

обеспечение межведомственного взаимодействия и информационно-аналитической поддержки принятия решений для предупреждения, снижения рисков возникновения и ликвидации ЧС на основе сбора информации, моделирования развития ЧС и прогнозирования их последствий;

повышение оперативности реагирования администраций и оперативных служб на угрозу или возникновение ЧС, обеспечение эффективного взаимодействия привлекаемых сил и средств, постоянной готовности и слаженности их совместных действий.

Достижение этих целей позволит обеспечить:

повышение оперативности и эффективности принятия решений и организации работы Правительства Республики Татарстан, исполнительных органов государственной власти, предприятий и организаций Республики Татарстан в области защиты населения и территорий в случае ЧС;

информационно-аналитическую поддержку работ экстренных оперативных служб в сфере мониторинга и прогнозирования происшествий и ЧС различного характера;

оптимизацию механизмов координации управления в сфере обеспечения комплексной безопасности населения, критически важных объектов и объектов инфраструктуры, окружающей природной среды от угроз природного и техногенного характера;

снижение бюджетных расходов на обеспечение защиты населения и территории Республики Татарстан от ЧС за счет превентивных мероприятий, а также за счет организации взаимодействия и обмена информацией министерств, ведомств и организаций в едином информационном поле.

В рамках достижения поставленных задач необходимо реализовать следующие направления:

развитие системы мониторинга источников ЧС, опасных природных процессов, опасных производственных объектов, систем жизнеобеспечения населения;

создание программного и технологического обеспечения ГИС ЧС РТ;

развитие научно-методических основ для проведения моделирования и прогнозирования;

обеспечение совместимости различных ведомственных и территориальных информационных систем;

автоматизация и интеграция различных элементов системы принятия решений в единую информационную сеть;

развитие системы оповещения населения.

В рамках первого направления планируются:

расширение набора и проведение регламентного обновления информационных ресурсов, повышение их достоверности и актуальности за счет расширения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, составной частью которой являются учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации, Министерства сельского хозяйства Российской федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и других ведомств;

применение новых технологий для выявления источников ЧС;

снятие избыточных ограничений в сферах действия законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об авторских правах на определенные виды данных;

развитие и совершенствование комплексных систем мониторинга критически важных и потенциально опасных объектов, явлений и процессов.

В рамках второго направления планируется разработка программного продукта ГИС ЧС РТ: его архитектуры, функциональных модулей, технологической схемы, технического обеспечения, определение участников межведомственного взаимодействия, определение механизмов увязки с другими государственными информационными системами. Данное направление должно обеспечить программно-технологическое единство и взаимодействие технологических компонентов ГИС ЧС РТ на основе единых протоколов обмена информацией и совместимого программного обеспечения.

В рамках третьего направления необходимо провести систематизацию научно-методического и математического (аналитического) аппаратов, предусматривающих универсальность алгоритмов обработки информационных показателей и тем самым обеспечивающих согласованность результатов расчетов.

В рамках четвертого направления планируется разработка информационно-лингвистического единства взаимодействия субъектов ГИС ЧС РТ. Это направление определяет необходимость: принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, а также технических регламентов, стандартов, нормативно-технических документов, регулирующих сферы ответственности в рамках функционирования единого информационного ресурса; разработки правил унификации и совместимости информационных, программных и аппаратных ведомственных средств.

В рамках пятого направления планируются: развитие механизмов координации принятия решений в сфере обеспечения комплексной безопасности, обеспечения доступа к ГИС ЧС РТ органам управления; создание программных комплексов поддержки принятия решений, оценки последствий и планирования мероприятий по предотвращению ЧС; фиксирование (отслеживание) в единой государственной информационной системе "ГЛОНАСС+112".

В рамках шестого направления планируется интеграция ГИС ЧС РТ с системой информирования и оповещения населения. В системе оповещения должна быть предусмотрена возможность ее автоматического запуска по команде органа управления через региональных операторов связи.

 

V. КОМПОНЕНТЫ ГИС ЧС РТ

 

ГИС ЧС РТ образовывает совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:

организационная структура;

функциональная структура;

нормативно-правовое обеспечение;

технологическая структура.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

 

Организационную структуру, определяющую участников информационного взаимодействия, предлагается определить следующими субъектами:

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Татарстан - обеспечение согласованности действий органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений Республики Татарстан в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности;

Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан - осуществление специальных и управленческих функций по координации деятельности и управлению единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС на территории Республики Татарстан;

территориальные структуры исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по Республике Татарстан, исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, предприятия и организации - выполнение задач по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС в рамках своих компетенций;

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан - координация работ по созданию и развитию геоинформационных систем республиканских органов государственной власти и местного самоуправления; обеспечение функционирования единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112" на территории Республики Татарстан;

региональный оператор баз данных - нормативно-техническое регулирование и согласование порядка создания, актуализации, предоставления и использования базовых и отраслевых (тематических) данных и метаданных; техническое обеспечение информационного взаимодействия и партнерства при ведении баз данных; ведение геопортала и обеспечение геосервисов, реализующих государственные и муниципальные услуги, связанные с поиском и предоставлением метаданных и пространственных данных;

хозяйствующие субъекты - организация сбора и своевременное предоставление информации в дежурно-диспетчерские службы, а также предупреждение и ликвидация ЧС на объектовом уровне;

население.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

 

ГИС ЧС РТ должна обеспечивать функции сбора и структурирования информации (система мониторинга), моделирования и прогнозирования (аналитический блок), принятия управленческих решений (блок управления), оповещения населения.

 

Рис. 1. Функциональная структура ГИС ЧС РТ <1> (не приводится)

 

--------------------------------

<1> Сокращения, использованные в рисунке:

АДМ МР - органы исполнительной власти муниципальных районов;

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;

НЦУКС - Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

ПРЦ - Приволжский региональный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

ЦУКС РТ - Центр управления в кризисных ситуациях Республики Татарстан.

 

ГИС ЧС РТ должна разрабатываться как составная часть инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан. Использование единой картографической основы и исходных для нее базовых пространственных данных должно гарантировать совместимость информационных ресурсов, их актуальность, легитимность. База данных ГИС ЧС РТ должна строиться согласно методологии создания инфраструктуры пространственных данных Республики Татарстан.

Система мониторинга на сегодняшний день строится на основе сети наблюдений и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, в которую входят ведомственные системы мониторинга и системы наблюдений и контроля источников и предпосылок возникновения ЧС. ГИС ЧС РТ должна систематизировать процесс получения первичных данных мониторинга и сети наблюдений и контроля на основе единой программно-технологической платформы. Формируемая база данных ГИС ЧС РТ должна оптимизировать порядок сбора, обобщения, обработки и хранения информации, расширить набор и инструменты по ее вводу и выводу в различных форматах при сохранении различных степеней секретности, отрегулировать периодичность обновления и визуализацию, определить набор показателей, типы данных и формат представления.

Для обеспечения легитимности ГИС ЧС РТ должна быть выстроена на основе существующих нормативных правовых, справочных и методических документов федерального, республиканского и местного уровней. Нормативно-справочная и методическая база должна предоставлять основу, определяющую структуру, состав информационной базы, источников и потребителей информации, сферы ответственности в обновлении информации, порядок сбора, обобщения и предоставления информации, а также правила учета, хранения информации и доступа к ней.

Интегрированным документом, который служит основой управления территорией для экстренных служб, является паспорт территории, включающий информацию присущих рисков и опасностей с отображением всех сил, средств, характеристик, решаемых задач, контактной информации.

Для формализации баз данных предлагается ведение реестров опасных производственных объектов, реестра опасных процессов и явлений, реестра сил и средств всех ведомств и организаций, в обязанности которых входит реагирование в случае ЧС.

Все перечисленные информационные системы должны быть включены в информационную структуру ГИС ЧС РТ. Информационная структура должна опираться на распределенные источники информации, что позволит обеспечить легитимность и актуальность данных для принятия решений.

Аналитический блок. Прогнозирование и моделирование ЧС и вывод готовых типовых решений являются функциональным блоком ГИС ЧС РТ для расчетных задач по химически опасным, взрыво-, пожароопасным объектам, гидротехническим сооружениям, зонам поражения, а также сведений о привлекаемых силах и средствах на локализацию и ликвидацию ЧС. Во исполнение этого круга задач должны быть проведены работы по систематизации официальных методик, разработка методов прогнозирования, моделирования и реализации системы принятия решений, основанных на формализованных и технологических решениях этого блока ресурса.

Для унифицированной обработки информации и расчета основных возможных сценариев развития ЧС необходима разработка регионального реестра специализированных методик и алгоритмов, сертифицированных и утвержденных уполномоченными органами.

Средства прогнозирования и моделирования должны быть включены в геоинформационную систему.

Блок поддержки управленческих решений. ГИС ЧС РТ должна обеспечить информационную поддержку и автоматизацию процесса формирования, передачи подчиненным уровням и объектам управления, а также приема от вышестоящих уровней и объектов управления формализованных и неформализованных команд, сигналов, приказов, директив, распоряжений, а также отчетов, докладов и донесений об их получении и исполнении.

ГИС ЧС РТ должна стать организационной и технической основой взаимодействия соответствующих компонентов управления, фиксирующей всю цепочку принятия решений на всех иерархических (вертикальных) и структурных (горизонтальных) уровнях и обеспечивающей их визуализацию на едином геопортале.

В систему принятия решений на основе информации, полученной в результате ГИС-анализа, должна быть адаптирована система электронного документооборота.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Нормативно-правовое обеспечение процесса создания и внедрения ГИС ЧС РТ состоит из следующих этапов:

разработка нормативно-правовой основы создания, развития и функционирования ГИС ЧС РТ, включая установление ее правового статуса, полномочий задействованных субъектов;

разработка технических регламентов, стандартов и прочих нормативных актов в области создания, оценки качества, хранения, предоставления и использования информационных ресурсов в системе мониторинга, в том числе:

положение о ГИС ЧС РТ:

состав, порядок создания, владения, распоряжения и использования информационных ресурсов ГИС ЧС РТ;

состав справочников и классификаторов ГИС ЧС РТ;

порядок направления сведений в ГИС ЧС РТ;

положение об актуализации данных ГИС ЧС РТ;

положение о защите информации ГИС ЧС РТ;

гармонизация отраслевых нормативно-технических документов в области защиты населения территорий.

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

 

ГИС ЧС РТ должна развиваться как территориально распределенная автоматизированная система, состоящая из информационных систем объектового, районного и республиканского уровней. Объединение ведомственных информационных ресурсов различных уровней должно осуществляться с использованием специально задействованных систем и средств телекоммуникации с учетом необходимости обеспечения конфиденциальности информации и санкционированного удаленного доступа к базам данных с использованием технологий электронно-цифровой подписи. Для обеспечения безопасности следует разработать подсистему комплексной защиты информации, охватывающую как локальный, так и удаленный обмен информацией.

Основу ГИС ЧС РТ должны составлять: единая система классификации и кодификации рисков, показателей и критериев оценки состояния защищенности потенциально опасных объектов, базовые (типовые) протоколы, алгоритмы (программы) сбора, обработки и обмена информацией, подготовки и автоматизированной поддержки принятия и реализации управленческих решений, а также единая геоинформационная система.

 

Рис. 2. Иерархическая структура, схема организации технологических процессов и межведомственное взаимодействие в рамках ГИС ЧС РТ (не приводится)

 

Для обеспечения возможности модульного наращивания и модернизации, структурного и функционального развития ресурса все его структурные элементы должны быть построены на единых унифицированных программных, информационных и технических средствах, что обеспечит полную их технологическую совместимость.

Таким образом, система должна включать три взаимосвязанных модуля, которые можно использовать как совместно, так и по отдельности:

ГИС-оболочка, содержащая цифровую картографическую основу с нанесенными тематическими слоями, и прикладное программное обеспечение по моделированию последствий ЧС, дополненное возможностью печати картдокументов (на платформе единой государственной информационной системы "ГЛОНАСС+112");

система управления базами данных;

подсистема моделирования.

 

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ СИСТЕМЫ

 

ГИС-оболочка и ее наполнение.

Цифровая картографическая основа служит основой для выполнения пространственного анализа, моделирования ЧС, нанесения тематических слоев.

Тематические слои создаются на основе табличной, текстовой, графической информации, баз данных, результатов моделирования с целью анализа обстановки и прогноза рисков ЧС. Для отображения тематических слоев должен быть разработан классификатор.

Также ГИС-оболочка должна содержать ряд программных модулей для оперативного прогнозирования развития ЧС.

 

Рис. 3. Схема информационных потоков ГИС ЧС РТ и взаимодействие с другими системами (не приводится)

 

Информационная составляющая ГИС ЧС РТ (система управления базами данных) должна содержать следующие базы данных:

реестр потенциально опасных объектов;

данные по ЧС;

данные по силам и средствам по гражданской обороне и ЧС;

паспорт территории;

нормативно-справочная информация.

Подсистема моделирования представляет собой комплекс математических моделей и реализующих их компьютерных программ по технологически единой схеме, обеспечивающей решение задач моделирования ЧС и прогнозирования их последствий.

В этой подсистеме все моделирующие программы используют одни и те же, с точки зрения источника информации, данные: атрибутивные - из распределенной базы данных, картографические - из ГИС, что обеспечивает сопоставимость результатов моделирования, получаемых различными методами.

Результаты моделирования представляются в виде отдельных картографических покрытий, согласованных по координатам как с исходными данными (места источников возникновения ЧС, дислокации сил и средств ликвидации ЧС, проживания людей и т.п.), так и с результатами моделирования, получаемыми по другой модели. При этом отдельные составляющие процесса моделирования (исходные данные, компьютерные программы, результаты моделирования) могут находиться на различных вычислительных установках.

 

VI. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГИС ЧС РТ

 

Этап проектирования:

определение целей и задач системы;

анализ потребностей в математическом (аналитическом) аппарате и систематизация методик расчетов по различным рискам;

разработка технологических схем создания и функционирования геоинформационного обеспечения;

определение состава субъектов ГИС ЧС;

разработка технического задания.

Этап разработки:

проведение конкурса, выбор организаций-подрядчиков;

выбор программно-аппаратной базы;

разработка нормативно-правовой базы;

ввод системы в эксплуатацию.

Этап функционирования:

сопровождение;

актуализация данных системы;

развитие функциональности ГИС ЧС РТ;

развитие нормативно-правового обеспечения.

 

VII. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

 

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне путем правовых, организационных и технических мер защиты информации.

 

VIII. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Финансирование мероприятий по разработке, внедрению и эксплуатации ГИС ЧС РТ следует осуществлять в соответствии с разделением основных задач федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании ЧС природного и техногенного характера, за счет средств:

федерального бюджета;

бюджета Республики Татарстан;

предполагаемых средств бюджетов муниципальных образований;

внебюджетных источников.

 

 

 

 

Последнее обновление: 6 мая 2013 г., 11:43

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International